пятница, 27 апреля 2018 г.

Процесс созревания

половое созревание у ребенка
Последовательность развития, без сомнения, может многое объяснить в таких центральных паттернах, как нейронные изменения и изменения мышечной, костной и жировой тканей. Во всех этих областях, если темп развития может варьировать у разных детей, то последовательность происходящих изменений фактически одинакова у всех детей, даже у детей с физическими или психическими отклонениями.
Где бы мы ни находили такие устойчивые последовательности, очевидным объяснением для них служит процесс созревания.

В то же время Эстер Телен, одна из ведущих экспертов по моторному развитию, указывает, что большинство из нас имеют слишком упрощенное представление о процессе развития в целом. Не существует никакого «гена ползания» или «гена ходьбы», которые «разворачиваются» в последовательность. Эстер Телен считает, что каждое новое движение или моторный навык, во-первых, зависит от лежащих в основе физических изменений, во-вторых, является «итогом большого пути», результатом совместных усилий нескольких систем, включая когнитивные, перцептивные и мотивационные. Например, для того чтобы ребенок, начинающий ходить, научился самостоятельно пользоваться ложкой, требуется развитие мышечной ткани руки и запястья, костной ткани запястья, навыков координации «глаз—рука» — всего того, что поможет ему достичь цели во время движения ложки ко рту, и одновременно требуется координация всех этих движений с соответствующим временем открытия рта.

Очевидно, что Телен не отрицает фундаментального значения процессов развития нервов и мышц. Но она говорит о том, что концепция развития сама по себе не объясняет развития моторных навыков. К тому же нам не следует забывать о других элементах нашей объяснительной формулы.