понедельник, 11 сентября 2017 г.

Дни Ирода царя Антипатрова

скульптура императора Августа
Первая большая вставка посвящена императору Августу и показывает хри­стианский характер его парадигмы, сообщая о рождении Христа в царствование Августа и упоминая перепись населения [Лк. 2,1-5], при которой, как осмыслил текст Евангелия от Луки Козьма Индикоплов, Христос «записался в римскую власть» [см. гл. IV, § 1 наст. изд.]. Толкование Козьмы займет важное место в концепции Филофея Псковского.
В текстах цикла Сказания о князьях владимирских христианский характер парадигмы Августа отражен не был, о нем сви­детельствует новый вариант Медоварцевской редакции, здесь дан также (в соот­ветствии с хронографической традицией) и пересказ евангельских повествова­ний о приходе волхвов, бегстве в Египет, избиении младенцев по приказанию Ирода, а также о приходе Иоанна Крестителя и о крещении Иисуса Христа в Царство Тиверия (л. 144 об.-146). Начало вставки следующее: «В 42 лЪто царства его (Августа. - Н. С.) родился плотию Господь нашъ Исусъ Христос от святыя девица во дни Ирода царя Антипатрова, Киринеи же повелениемъ кесаря съвЪ - томъ велможи послан бысть въ Иудею описание сотъворити имЪниемъ и жите - лемъ».

Аналогичное сообщение имеется и в более ранних редакциях Летописца вскоре патриарха Никифора, в третьей Сводной редакции [Щапов 19762, с. 256* Бенешевич 1987, с. 220; ПСРЛ, т. 27, с. 167, 203]; в распространенном виде оно представлено в Русском хронографе [ПСРЛ, т. 22/1, с. 233]. Во вставке СР-2 непо­средственно после него следует рассказ об Августе, совпадающий с одним из про­изведений цикла Сказания о князьях владимирских, но не с Медоварцевской ре­дакцией, как можно было бы ожидать, а с Повестью об Августе, с ее начальной фразой. При этом в некоторых разночтениях он оказывается ближе не к Чудов - скому списку Повести [ГИМ, Чуд. 264], положенному в основу издания Р. П.Дмит­риевой [Дмитриева 1955, с. 196] и в повторившем его римско-московском издании [Идея Рима, с. 41], а с Румянцевским [РГБ, Рум. 253]: «Августу же кесарю (в Чуд. доб. «римскому, сиречь царю», в Рум., как и в СР-2, слов «сиречь царю» нет. - Я. С.) грядущу въ Египет со многыми вой на брань Клеопатрину (в Чуд. далее текст: «Сия же бе Клеопатра сродница царю Августу», в Рум. и СР-2 он отсутст­вует. - Н. С.), яже бЪ прияла власть Египетскую рода сущи Птоломеова, срЪте его Ирод, творя ему велию службу вой, пищею, предаде же Богъ Клеопатру в руц'Ь кесаревы, и тогда преста сила египетская» [л. 145].